Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Изучаем Европейскую Конвенцию

Новости

  • Российское законодательство о применении Конвенции
  • Международно-правовые акты
  • Решения Европейского Суда по делам против России
  • Решения Европейского Суда по прецедентным делам
  • Судебная практика применения Конвенции в судах России
  • Практика применения Конвенции государственными не судебными органами
  • Юр. литература
  • Конференции, семинары
  • Лекции по применению Конвенции
  • Примеры процессуальных документов
  • Заключения об обоснованности обращения в Европейский Суд по правам человека
  • Проконсультироваться
  • История вступления России в Совет Европы

    Полная правовая база решений Европейского Суда на англ. и франц. языках

    Потенциальные заявители в Европейский Суд по правам человека! Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, или помогаете другому человеку, чьи права были нарушены, и при этом хотели бы получить консультацию о порядке обращения в Европейский Суд по правам человека, юристы общественного объединения «Сутяжник» готовы помочь Вам. Свяжитесь с нами по Интрнету или обычной почте

    Идея странички А.Л. Буркова. Поддержка странички осуществляется подразделениями ОО "Сутяжник" Академия по правам человека и Уральский центр конституционной и международной защиты прав человека

  • Российское законодательство о применении Конвенции

     

    на английском

    Официальный перевод аппарата Президента Украины

     

    ЗАКОН УКРАИНЫ

      

    О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека

     

    Этот Закон регулирует отношения, которые возникают в связи с обязанностью государства выполнить решение Европейского суда по правам человека по делам против Украины; с необходимостью устранения причин нарушения Украиной Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и протоколов к ней; с внедрением в украинское судопроизводство и административную практику европейских стандартов прав человека; с созданием предпосылок для уменьшения числа заявлений к Европейскому суду по правам человека против Украины.

     

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

     

    Статья 1. Определение сроков

     

    1. В этом Законе сроки употребляются в таком значении:

     

    Конвенция - Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года и протоколы к ней, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

     

    Суд - Европейский суд по правам человека;

     

    Комиссия - Европейская комиссия по правам человека;

     

    практика Суда - практика Европейского суда по правам человека и Европейской комиссии по правам человека;

     

    Решение - а) окончательное решение Европейского суда по правам человека в деле против Украины, которым признано нарушение Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод; бы) окончательное решение Европейского суда по правам человека относительно справедливой сатисфакции в деле против Украины; в) решение Европейского суда по правам человека относительно дружеского урегулирования в деле против Украины;

     

    Взыскатель - а) заявитель к Европейскому суду по правам человека в деле против Украины, в интересах которого постановлено решением Европейского суда по правам человека или с которым достигнуто дружеское урегулирование, или его представитель, или его правопреемник; ) лицо (группа лиц), в интересах которой решением Европейского суда по правам человека определена обязанность Украины в межгосударственном деле;

     

    возмещение - а) сумма справедливой сатисфакции, определенная решением Европейского суда по правам человека в соответствии с статьей 41 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод; бы) определена в решении Европейского суда по правам человека относительно дружеского урегулирования сумма денежной выплаты в интересах Взыскателя;

     

    выполнение Решения - а) выплата Взыскателю возмещения и употребления дополнительных мероприятий индивидуального характера; ) употребление мероприятий общего характера;

     

    Орган представительства - орган, ответственный за обеспечение представительства Украины в Европейском суде по правам человека и выполнения его решений;

     

    оригинальный текст - официальный текст, выполненный официальным языком Совета Европы: а) Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года и протоколов к ней; ) решение и постанови Европейского суда по правам человека; в) постановления Европейской комиссии по правам человека.

     

    Статья 2. Выполнение Решения

     

    1. Решение является обязательным для выполнения Украиной в соответствии с статьей 46 Конвенции.

     

    2. Порядок выполнения Решения определяется этим Законом, Законом Украины "Об исполнительном осуществлении", другими правовыми нормативно актами с учетом особенностей, которые предусмотрены этим Законом.

     

    Статья 3. Финансирование расходов на выполнение Решения

     

    1. Выполнение Решения осуществляется за счет Государственного бюджета Украины.

     

    Глава 2. ДОСТУП К РЕШЕНИЮ

     

     

    Статья 4. Сжатое изложение Решения

     

    1. На протяжении трех дней от дня получения сообщения о приобретении Решением статуса окончательного орган представительства готовит и посылает для опубликовывания в газетах "Правительственный курьер" и "Голос Украины" сжатое изложение Решения украинским языком (дальше - сжатое изложение Решения), который должен включать:

     

    а) официальное название Решения языком оригинала и в переводе украинским языком;

     

    б) номер заявления к Суду;

     

    в) дату постановлення Решения;

     

    г) сжатое изложение фактов в деле;

     

    д) сжатое изложение вопросов права;

     

    е) перевод резолютивной части Решения.

     

    2. Отмеченные в части первой этой статьи издания публикуют сжатое изложение Решения на протяжении семи дней от дня его получения.

     

    Статья 5. Извещение о Решении

     

    1. На протяжении трех дней Орган представительства посылает сжатое изложение Решения Взыскателю, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, всем государственным органам, должностным лицам и другим субъектам, прямо причастным к делу, за которой постановлено Решение, вместе с копией оригинального текста.

     

    Статья 6. Перевод и предание огласке Решения

     

    1. С целью выполнения мероприятий общего характера государство обеспечивает перевод и опубликовывание полных текстов Решений украинским языком специализированным в вопросах практики Суда юридическим изданием, что имеет распространение в профессиональной среде законодателей.

     

    2. Подлинность перевода полных текстов Решений удостоверяется Органом представительства.

     

    3. Определение издания, которое будет осуществлять перевод и опубликовывание полных текстов Решений, а также заказ необходимого количества экземпляров издания с целью обеспечения судов, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, службы безопасности, учреждений выполнения наказаний, других заинтересованных субъектов осуществляются на конкурсной основе Органом представительства.

     

    4. Обеспечение судей опубликованным переводом полных текстов Решений возлагается на государственный орган, ответственный за материальное организационно обеспечение судов.

     

    Глава 3. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ

     

     

    Статья 7. Обращение Решения к выполнению в части выплаты возмещения

     

    1. На протяжении трех дней от дня получения сообщения Суда о приобретении Решением статуса окончательного Орган представительства:

     

    а) посылает Взыскателю сообщения с разъяснением его права подать к государственной исполнительной службе заявление о выплате возмещения, в которой должны быть отмечены реквизиты банковского счета для перечисления средств;

     

    б) посылает к государственной исполнительной службе оригинальный текст и перевод резолютивной части Решения. Подлинность перевода удостоверяется Органом представительства.

     

    Государственная исполнительная служба на протяжении трех дней со дня поступления документов, отмеченных в пункте "б" этой части, открывает исполнительное осуществление.

     

    2. Неподача Взыскателем заявления о выплате возмещения не является препятствием для выполнения Решения.

     

    Статья 8. Выплата возмещения

     

    1. Выплата Взыскателю возмещения должна быть осуществлена в трехмесячный срок с момента приобретения Решением статуса окончательного.

     

    2. В случае нарушения срока, отмеченного в части первой этой статьи, на сумму возмещения насчитывается пеня в соответствии с Решением.

     

    3. На протяжении одного месяца от дня открытия исполнительного осуществления за Решением государственная исполнительная служба посылает к Государственному казначейству Украины постановление об открытиях исполнительного осуществления и документах, предусмотренных в пункте "б" части первой статьи 7 этого Закона.

     

    4. Государственное казначейство Украины на протяжении 10 дней от дня поступления отмеченных в части третьей этой статьи документов осуществляет списание на указанный Взыскателем банковский счет, а в случае его отсутствия - на депозитный счет государственной исполнительной службы средств из соответствующей бюджетной программы Государственного бюджета Украины. Порядок сохранения средств на депозитном счете государственной исполнительной службы определяется Законом Украины "Об исполнительном осуществлении".

     

    5. Подтверждение списания, полученное от Государственного казначейства Украины, является для государственной исполнительной службы основанием для окончания исполнительного осуществления.

     

    6. Государственная исполнительная служба на протяжении трех дней посылает Органу представительства постановление об окончании исполнительного осуществления и подтверждения списания средств.

     

    Статья 9. Отдельные вопросы, связанные с выплатой возмещения

     

    1. Если установить местопребывание (местонахождение) Взыскателя - физического лица невозможно, а также в случае смерти Взыскателя - физического лица или реорганизации или ликвидации Взыскателя - юридического лица сумма возмещения перечисляется на депозитный счет государственной исполнительной службы. Аналогичная процедура применяется в случае, предусмотренном частью второй статьи 7 этого Закона.

     

    2. Сумма возмещения, которая находится на депозитном счете государственной исполнительной службы, перечисляется:

     

    а) на счет Взыскателя после представления им соответствующего заявления;

     

    б) на счета наследников Взыскателя - физического лица после представления ими должным образом оформленных документов, которые предоставляют им право на получение наследства;

     

    в) на счет правопреемника реорганизованного Стягиваемая - юридического лица после представления им должным образом оформленных документов, которые подтверждают его правопреемство;

     

    г) на счета основателей (участников, акционеров) ликвидированного Взыскателя - юридического лица после представления ими решений суда, которые подтверждают их статус основателей (участников, акционеров) ликвидированного Взыскателя - юридического лица на момент ликвидации и определяют частицу возмещения, что принадлежит к выплате каждому из основателей (участников, акционеров).

     

    3. Информацию о наличии на депозитном счете государственной исполнительной службы суммы возмещения государственная исполнительная служба посылает Органу представительства.

     

    4. Истцом по делам о возмещении убытков, нанесенных Государственному бюджету Украины в результате выплаты возмещения, выступает Орган представительства, который обязан на протяжении трех месяцев из момента, определенного в части четвертой статьи 8 этого Закона, обратиться в суд с соответствующим иском.

     

    Статья 10. Дополнительные мероприятия индивидуального характера

     

    1. С целью обеспечения возобновления нарушенных прав Взыскателя, кроме выплаты возмещения, принимаются дополнительные меры индивидуального характера.

     

    2. Дополнительными мероприятиями индивидуального характера являются:

     

    а) возобновление настолько, насколько это возможно, предыдущего юридического состояния, которое Взыскателя имело к нарушению Конвенции (restitutio in integrum);

     

    б) мероприятия, предусмотренные в решении Суда о дружеском урегулировании.

     

    3. Возобновление предыдущего юридического состояния Взыскателя осуществляется, в частности, путем:

     

    а) повторного рассмотрения дела судорог, включая возобновление осуществления в деле;

     

    б) повторного рассмотрения дела административным органом.

     

    Статья 11. Действия Органа представительства относительно употребления дополнительных мероприятий индивидуального характера

     

    1. На протяжении трех дней от дня получения сообщения о приобретении Решением статуса окончательного Орган представительства:

     

    а) посылает Взыскателю сообщения с разъяснением его права нарушить осуществление о пересмотре дела та/або о его праве на возобновление осуществления в соответствии с действующим законодательством;

     

    б) сообщает органы, которые являются ответственными за выполнение предусмотренных в решении Суда о дружеском урегулировании дополнительных мероприятий индивидуального характера, о содержании, порядке и сроках выполнения этих мер. До сообщения добавляется перевод решения Суда о дружеском урегулировании, подлинность которого удостоверяется Органом представительства.

     

    2. Контроль за выполнением дополнительных мероприятий индивидуального характера, предусмотренных в решении Суда о дружеском урегулировании, возлагается на Орган представительства.

     

    3. Орган представительства в рамках осуществления предусмотренного частью второй этой статьи контроля имеет право получать от органов, которые являются ответственными за выполнение дополнительных мероприятий индивидуального характера, предусмотренных в решении Суда о дружеском урегулировании, информации о ходе и последствиях выполнения таких мероприятий, а также вносить Премьер-министру Украины представления относительно обеспечения выполнения дополнительных мероприятий индивидуального характера.

     

    Статья 12. Действия органов, которые являются ответственными за выполнение дополнительных мероприятий индивидуального характера

     

    1. Органы, ответственные за выполнение дополнительных мероприятий индивидуального характера, обязаны:

     

    а) безотлагательно и в определенный Решением та/або действующим законодательством срок выполнить дополнительные мероприятия индивидуального характера;

     

    б) предоставлять информацию на запросы Органа представительства о ходе и последствиях выполнения дополнительных мероприятий индивидуального характера;

     

    в) действенно и без промедлений реагировать на представление Органа представительства;

     

    г) о выполнении дополнительных мероприятий индивидуального характера сообщить Орган представительства.

     

    Статья 13. Мероприятия общего характера

     

    1. Меры общего характера принимаются с целью обеспечения сдерживания государством положений Конвенции, нарушения которых установленное Решением, обеспечение устранения недостатков системного характера, которые лежат в основе выявленного Судом нарушения, а также устранения основания для поступления к Суду заявлений против Украины, вызванных проблемой, что уже была предметом рассмотрения в Суде.

     

    2. Мероприятиями общего характера являются мероприятия, направленные на устранение отмеченной в Решении системной проблемы и ее первопричины, в частности:

     

    а) внесение изменений к действующему законодательству и практики его применения;

     

    б) внесение изменений к административной практике;

     

    в) обеспечение юридической экспертизы законопроектов;

     

    г) обеспечение профессиональной подготовки по вопросам изучения Конвенции и практики Суда прокуроров, адвокатов, работников правоохранительных органов, работников иммиграционных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с держанием людей в условиях лишения свободы;

     

    д) другие мероприятия, которые определяются - при условии присмотра со стороны Комитета министров Совета Европы - государством-ответчиком в соответствии с Решением с целью обеспечения устранения недостатков системного характера, прекращения вызванных этими недостатками нарушений Конвенции и обеспечения максимального возмещения последствий этих нарушений.

     

    Статья 14. Действия Органа представительства относительно употребления мероприятий общего характера

     

    1. На протяжении одного месяца со дня получения сообщения о приобретении Решением статуса окончательного Орган представительства готовит и посылает к Кабинету Министров Украины представления относительно употребления мероприятий общего характера (дальше - представление).

     

    2. Представление включает предложения относительно решения отмеченной в Решении системной проблемы и устранения ее первопричины, в частности:

     

    а) анализ обстоятельств, что привели к нарушению Конвенции;

     

    б) предложения относительно внесения изменений к действующему законодательству;

     

    в) предложения относительно внесения изменений к административной практике;

     

    г) предложения для учета во время подготовки законопроектов;

     

    д) предложения относительно обеспечения профессиональной подготовки по вопросам изучения Конвенции и практики Европейского суда по правам человека для судей, прокуроров, адвокатов, работников правоохранительных органов, иммиграционных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с держанием людей в условиях лишения свободы;

     

    е) предложения относительно осуществления других мероприятий общего характера, направленных на устранение недостатков системного характера, прекращения вызванного этими недостатками нарушения Конвенции и обеспечения максимального возмещения последствий этих нарушений;

     

    є) перечень центральных органов исполнительной власти, которые являются ответственными за употребление каждого из предлагаемых в представлении мероприятий.

     

    3. Одновременно с представлением Орган представительства готовит аналитический обзор для Верховного Суда Украины, который включает:

     

    а) анализ обстоятельств, которые повлекли нарушение Конвенции;

     

    б) предложения относительно приведения судебной практики в соответствие с требованиями Конвенции.

     

    4. Одновременно с представлением Орган представительства готовит и посылает к Аппарату Верховной Рады Украины предложения для учета во время подготовки законопроектов.

     

    Статья 15. Действия Кабинета Министров Украины относительно употребления мероприятий общего характера

     

    1. Премьер-министр Украины в соответствии с представлением, предусмотренным в статье 14 этого Закона, определяет центральные органы исполнительной власти, которые являются ответственными за выполнение мероприятий общего характера, и безотлагательно дает им соответствующие поручения.

     

    2. Центральный орган исполнительной власти, определенный в поручении Премьер-министра Украины, в установленный в поручении срок:

     

    а) обеспечивает в пределах своей компетенции издания ведомственных актов на выполнение мероприятий общего характера и контролирует их выполнение;

     

    б) вносит к Кабинету Министров Украины предложения относительно принятия новых, отмены действующих правовых нормативно актов или внесения к ним изменений.

     

    3. Кабинет Министров Украины:

     

    а) выдает в пределах своей компетенции акты на выполнение мероприятий общего характера;

     

    б) вносит в порядке законодательной инициативы в Верховную Раду Украины законопроекты относительно принятия новых, отмены действующих законов или внесения к ним изменений.

     

    4. Соответствующие акты должны быть выданы и соответствующий законопроект должен быть внесен Кабинетом Министров Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины на протяжении трех месяцев от дня издания поручения Премьер-министра Украины, предусмотренного частью первой этой статьи.

     

    Статья 16. Ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение Решения

     

    1. В случае невыполнения или неподобающего выполнения Решения виновные служебные лица, к полномочиям которых принадлежит это выполнение, несут административную, гражданскую или криминальную ответственность, предусмотренную законами Украины.

     

    Глава 4. ПРИМЕНЕНИЯ В УКРАИНЕ КОНВЕНЦИИ И ПРАКТИКИ СУДА

     

     

    Статья 17. Применение судами Конвенции и практики Суда

     

    1. Суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда как источник права.

     

    Статья 18. Порядок ссылку на Конвенцию и практику Суда

     

    1. Для целей ссылки на текст Конвенции суды используют официальный перевод Конвенции украинским языком (дальше - перевод).

     

    2. Для целей ссылки на Решение и постанови Суду и на постановления Комиссии суды используют переводы текстов решений Суда и постановлений Комиссии (дальше - перевод), напечатанные в издании, предусмотренном в статье 6 этого Закона.

     

    3. В случае отсутствия перевода Решения и постанови Суду или прими Комиссии суд пользуется оригинальным текстом.

     

    4. В случае выявления языкового разногласия между переводом и оригинальным текстом суд пользуется оригинальным текстом.

     

    5. В случае выявления языкового разногласия между оригинальными текстами та/або в случае потребности языкового толкования оригинального текста используется соответствующая практика Суда.

     

    Статья 19. Применение в сфере законодательства и в административной практике

     

    1. Орган представительства осуществляет юридическую экспертизу всех законопроектов, а также подзаконных нормативных актов, на которые распространяется требование государственной регистрации, на соответствие Конвенции, за результатами чего готовит специальный вывод.

     

    2. Неосуществление предусмотренной частью первой этой статьи проверки или наличие вывода о несоответствии подзаконного акта требованиям Конвенции является основанием для отказа в государственной регистрации соответствующего подзаконного акта.

     

    3. Орган представительства обеспечивает постоянную и с умной периодичностью проверку действующих законов и подзаконных актов на соответствие Конвенции и практике Суда, прежде всего в сферах, которые касаются деятельности правоохранительных органов, криминального осуществления, лишения свободы.

     

    4. За результатами предусмотренной в части третьей этой статьи проверки Орган представительства подает к Кабинету Министров Украины предложения относительно внесения изменений к действующим законам и подзаконным актам с целью приведения их в соответствие с требованиями Конвенции и соответствующей практикой Суда.

     

    5. Министерства и ведомства обеспечивают систематический контроль за сдерживанием в рамках ведомственного подчинения административной практики, что отвечает Конвенции и практике Суда.

     

    Глава 5. ОКОНЕЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

    1. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликовывания.

     

    2. Кабинета Министров Украины:

     

    1) на протяжении месяца со дня вступления в силу этим Законом:

     

    привести в соответствие с этим Законом свои правовые нормативно акты;

     

    обеспечить приведение в соответствие с этим Законом правовых нормативно актов центральных органов исполнительной власти;

     

    2) принять меры и, в случае необходимости, внести предложения в Верховную Раду Украины относительно включения вопросов овладения положениями Конвенции и практики Суда:

     

    до требований профессионального уровня отдельных категорий судей, а также прокуроров, адвокатов, нотариусов;

     

    к программам первичной подготовки и повышения квалификации судей, прокуроров, адвокатов, работников правоохранительных органов, иммиграционных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с держанием людей в условиях лишения свободы;

     

    3) ежегодно предусматривать в проекте Государственного бюджета Украины отдельной бюджетной программой средства на выполнение решений Европейского суда по правам человека.

    Президент Украины В. ЮЩЕНКО 

    г. Киев

    23 февраля 2006 года

    N 3477-IV      

     

    Новинки

    А. Л. Бурков «Конвенция о защите прав человека в судах России». Москва: Волтерс Клувер, 2010

    А. Л. Бурков "Влияние Европейской конвенции по правам человека на Российское право" (Stuttgart: ibidem-Verlag, 2007)

    Шестое издание "Применение Европейской конвенции по правам человека в судах России"

    Пятое издание "Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека"

    Четвертое издание "Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стандарты, российское законодательство и правоприменительная практика"

    Третье издание "Право на свободу и личную неприкосновенность: европейские стандарты и российская практика"

    Второе издание "Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика"

    Первое издание "Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства"

    Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск