09.08.2007
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ
УДОСТОВЕРЕНИЙ 1396 ОТ 15.12.99 Первая инстанция.
Дело № ГКПИ07-527 от 09.08.07 Отказано в удовлетворении иска
Заявитель: Б
Ответчик: Правительство РФ
ПО ИСКУ:о несоответствии федеральным законам Правил сдачи квалификационных
экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. постановлением Правительства
РФ от 15.12.1999 г. №1396 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ
ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2007 г. N ГКПИ07-527
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Селяниной Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Б. об оспаривании пунктов 12 и 13 Правил сдачи квалификационных
экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999
г. N 1396,
установил:
пунктами 12 и 13 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи
водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 (далее - Правила),
предусмотрено, что прием экзаменов у граждан, выдача и замена им
водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации (далее - Государственная инспекция) на территории того
субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту
жительства или по месту пребывания.
Прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений гражданам
Российской Федерации, не зарегистрированным по месту жительства или по
месту пребывания, осуществляется Государственной инспекцией по месту
их фактического проживания.
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании недействующими вышеприведенных предписаний Правил в части,
препятствующей ему в свободном выборе места приема квалификационных
экзаменов, выдачи, замены водительского удостоверения.
В заявлении указано, что в связи с истечением срока действия
водительского удостоверения право Б. на управление транспортными
средствами будет прекращено и он не сможет по назначению пользоваться
принадлежащим ему транспортным средством до замены водительского
удостоверения по месту постоянной регистрации в г. Пятигорске, так как
по месту пребывания в г. Москве он не зарегистрирован. Оспариваемыми
нормами Правил реализация права собственности гражданина на
транспортное средство необоснованно ставится в зависимость от наличия
или отсутствия у него регистрации по месту жительства и по месту
пребывания, а получение права на управление транспортными средствами
при наличии такой регистрации ограничивается местом регистрации.
Ограничение в получении права на управление транспортными средствами
местом регистрации при ее наличии вынуждает гражданина для
приобретения данного права передвигаться к месту регистрации, чем
нарушается его право свободно передвигаться по своему усмотрению.
По мнению Б., Правила в оспариваемой части не соответствуют
Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", Гражданскому
кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку не
предусматривают порядка свободного выбора гражданином места приема
квалификационных экзаменов, выдачи, замены водительского
удостоверения.
В судебном заседании заявитель поддержал свое требование и просил о
его удовлетворении в полном объеме.
Представители Правительства Российской Федерации Шакиров Ю.К., Марьян
Г.В. и Прошунин А.В. заявление Б. не признали и просили суд отказать в
его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что пункты 12
и 13 Правил соответствуют действующему законодательству и прав
заявителя не нарушают. Пояснили также, что оспариваемые нормы в полной
мере обеспечивают реализацию прав граждан на допуск к квалификационным
экзаменам и получение водительских удостоверений как по месту
жительства или пребывания, подтвержденному регистрацией, так и по
месту фактического проживания при отсутствии регистрации. Действующий
порядок выдачи и замены водительских удостоверений позволяет
осуществлять их систематизированный учет, проверять их подлинность, а
также дает возможность сократить сроки выдачи удостоверений в
интересах граждан. Кроме того, выдача и замена водительских
удостоверений по зарегистрированному месту жительства или пребывания
граждан позволяет пресечь случаи получения более одного водительского
удостоверения в различных субъектах Российской Федерации, а также
способствует своевременному обнаружению лиц, находящихся в розыске.
Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованного лица,
изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., просившей отказать
заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Б. не
подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О
безопасности дорожного движения" (далее - Закон) закреплено, что его
задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита
их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и
государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий,
снижения тяжести их последствий.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона граждане Российской Федерации,
достигшие установленного возраста и не имеющие ограничений к
водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть
допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными
средствами.
К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами
категории "B" и категории "C" могут быть допущены лица, достигшие
семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в
общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях
начального профессионального образования, если такая подготовка
предусмотрена образовательными программами, специализированных
юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях,
осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по
направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения
указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего
возраста.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 27 Закона право на управление
транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим
квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25
данного Закона.
Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских
удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от 15
декабря 1999 г. N 1396, которым утверждены Правила, видно, что оно
принято на основании статьи 27 Закона.
Таким образом, утверждая оспариваемый нормативный правовой акт,
Правительство Российской Федерации действовало в пределах
предоставленных ему Законом полномочий.
Перечислив в Законе условия получения гражданами Российской Федерации
права на управление транспортными средствами и делегировав
Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка
сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений,
федеральный законодатель не предусмотрел нормы, предоставляющей
гражданам право сдавать квалификационные экзамены и получать
водительское удостоверение в любом (по их выбору) подразделении
Государственной инспекции.
Следовательно, выполняя поручение законодателя, Правительство
Российской Федерации вправе было закрепить в пункте 12 Правил норму о
том, что прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских
удостоверений осуществляется Государственной инспекцией на территории
того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по
месту жительства или по месту пребывания.
Поскольку данный порядок не может быть реализован в отношении граждан,
не зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, в
пункте 13 Правил определено, что прием экзаменов, выдача и замена
водительских удостоверений осуществляются по месту фактического
проживания этих граждан.
Тем самым обеспечивается равное право на допуск к квалификационным
экзаменам, выдачу и замену водительских удостоверений всех граждан,
как зарегистрированных, так и не зарегистрированных по месту
жительства или по месту пребывания.
В связи с изложенным довод заявителя о том, что оспариваемыми нормами
реализация права собственности гражданина на транспортное средство
необоснованно ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него
регистрации по месту пребывания и по месту жительства, не может быть
признан состоятельным.
Содержание Правил в оспариваемой части согласуется и с положениями
Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Согласно статье 3 названного Закона в целях обеспечения необходимых
условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и
свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами,
государством и обществом введен регистрационный учет граждан
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны
регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут
служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод
граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе
Российской Федерации.
Обязанность по регистрации, в том числе по месту пребывания, в полной
мере лежит и на заявителе. Неисполнение гражданином такой обязанности
не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых норм Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
Б. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения
судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Добавить комментарий: