Главная
Вы здесь: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Документ 
 

решение оставлено в силе определением Верховного Суда РФ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Cвердловский областной суд

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2001 года

Свердловский областной суд в составе:

судьи Свердловского областного суда Соболевой Т.Е.,

при секретаре Никифоровой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Беляева Сергея Ивановича на действия Законодательного Собрания Свердловской   области   в   части   признания   противоречащим   федеральному законодательству пункта «п» статьи 7 Областного закона от 08 июня 1995 года №   17-ОЗ  «Об  основах  жилищной  политики  в  Свердловской  области»  (в редакции Закона Свердловской области от 28 марта 2001 года № 28-ОЗ),

УСТАНОВИЛ:

31 мая 1995 года Свердловской областной Думой был принят Областной закон № 17-ОЗ «Об основах жилищной политики в Свердловской области», который 08 июня 1995 года был подписан Главой администрации Свердловской области. В данный закон Областными законами от 20 января 1997 года № З-ОЗ, от 19 ноября 1998 года № 36-ОЗ и Законами Свердловской области от 06 декабря 1999 года № 37-ОЗ, от 28 марта 2001 года № 28-ОЗ были внесены изменения и дополнения.

В соответствии с пунктом «п» статьи 7 Областного закона от 08 июня 1995 года № 17-ОЗ «Об основах жилищной политики в Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 28 марта 2001 года № 28-ОЗ) органы местного самоуправления осуществляют перевод помещений в жилые или в нежилые.

Беляев С.И. обратился в суд с жалобой о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента опубликования пункта «п» статьи 7 Областного закона «Об основах жилищной политики в Свердловской области». В обоснование жалобы указал, что он, являясь собственником жилого помещения, вправе свободно решать вопрос о переводе принадлежащего ему жилого помещения в нежилое. Пункт «п» статьи 7 Областного закона «Об основах жилищной политики в Свердловской области» противоречит федеральному законодательству: ч. З ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.9 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 10 ст.55 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», принят с превышением предоставленных федеральными законами полномочий и ограничивает его право собственности, поскольку органы местного самоуправления наделены правом осуществлять перевод помещений из жилых в нежилые, относящихся к муниципальному жилищному фонду, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда.

Представители Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области и Губернатора Свердловской области жалобу заявителя не признали и пояснили, что Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством установлено ограничение права собственника жилого помещения на его использование не для проживания граждан, а в иных целях. В силу ст.ст.8, 9 Жилищного кодекса РСФСР государственные полномочия по переводу жилого помещения в нежилое в домах государственного и общественного жилищного фонда, относятся к исполнительным органам государственной власти субъектов РФ. На основании ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п.4 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оспариваемым Областным законом принятым по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления были наделен государственными полномочиями по переводу жилых помещений в нежилые независимо от принадлежности жилого помещения и вида жилищного фонда.

Суд заслушав стороны, исследовав доказательства в их совокупности, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. «к», «н» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Согласно ст.ст.8, 9 Жилищного кодекса РСФСР перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и жилищного фонда в нежилые может осуществляться лишь в исключительных   случаях   по   решению   соответствующих   исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12, п.2 ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии с п.п.1, 4 ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых Средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Наделение полномочиями может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. Делегирование - это предоставление государственным органом принадлежащего эму права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления.

Таким образом, согласно положениям ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом.  Поскольку в силу пп. «н» ч. 1  ст.72 Конституции Российской Федерации определение правового статуса местного самоуправления составляет сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, а также  самостоятельного  ведения  субъектов  Российской Федерации, передача или делегирование полномочий могут осуществляться только законом Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации, что также подтверждается п.5 ст.4 и п.6 ст.5 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

До вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, органы местного самоуправления осуществляли государственные функции (полномочия) в силу своего статуса государственных органов, после их выхода в силу ст. 12 Конституции Российской Федерации из системы органов государственной власти любые государственные полномочия, в том числе полномочия по осуществлению перевода помещений в жилые или в нежилые во всех видах жилищного фонда, они могут осуществлять только после принятия соответствующего закона в силу ст. 132 Конституции Российской Федерации.

Ссылка заявителя на п. 10 ст.55 Закона Российской Федерации от 06 июля 1991 года «О местном самоуправлении в Российской Федерации» является необоснованной, поскольку в соответствии со ст.56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьи 49-76 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, до принятия субъектами Российской Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований.

13 апреля 1995 года в Свердловской области был принят Областной закон «О местном самоуправлении в Свердловской области», который Областным законом от 18 ноября 1997 года № 66-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Областной закон «О местном самоуправлении в Свердловской области» был изложен в новой редакции, в соответствии с п.1 ст. 5 которого, в ведении муниципальных образований находятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований федеральными и областными законами.

08 июня 1995 года Свердловской областной Думой был принят Областной закон № 17-ОЗ «Об основах жилищной политики в Свердловской области», в котором разграничена компетенция органов местного самоуправления в жилищной сфере на территории Свердловской области. В силу статьи 7 данного закона органы государственной власти Свердловской области в установленном законом порядке наделили органы местного самоуправления государственным полномочием по осуществлению перевода помещений в жилые или нежилые во всех видах жилищного фонда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нормы п. 10 ст. 55 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» не подлежат применению на территории Свердловской области.

В соответствии со ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник   осуществляет   права   владения, пользования и распоряжения  принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение в жилых домах   промышленных   производств   не   допускается.   Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации установлена обязанность для всех собственников жилых помещений, без каких-либо исключений и независимо от принадлежности жилого помещения и вида жилищного фонда, по переводу жилого помещения в категорию нежилых для использования его в иных целях.

Федеральным жилищным законодательством не урегулированы конкретные условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые в домах муниципального и частного жилищного фонда. В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 1 19-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» Свердловская область, как субъект Российской Федерации, при отсутствии регулирования или неполном урегулировании федеральным жилищным законодательством порядка перевода жилых помещений в нежилые, вправе осуществлять собственное правовое регулирование. На основании изложенного оспариваемым Областным законом установлено, что решение вопросов о переводе помещений в жилые или в нежилые независимо от вида жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления.

Доводы жалобы заявителя об ограничении принадлежащего ему права собственности также являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. З ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц. В силу ч. З ст. 17 Конституции Российской Федерации при использовании находящегося в собственности гражданина жилого помещения в качестве нежилого не должны нарушаться права и законные интересы других лиц.

Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено ограничение для всех собственников жилых помещений, независимо от вида жилищного фонда, в который в силу ст.7 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» входит и частный жилищный фонд, на его использование в качестве нежилого и возложена обязанность по переводу в категорию нежилых в порядке, установленном жилищным законодательством. Поэтому права заявителя оспариваемым Областным законом не нарушаются, поскольку именно федеральным законодательством установлено ограничение права граждан - собственников жилых помещений, состоящее в установлении для них обязанности производить перевод принадлежащих им жилых помещений в категорию нежилых, если при этом в силу ст.6 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы граждан, а также общественные интересы.

В соответствии со ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированного Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ, на которую ссылается заявитель в жалобе, каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Вместе с тем, предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему предоставляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания недействующим и не подлежащим применению оспариваемого в части Областного закона от 08 июня 1995 года № 17-ОЗ «Об основах жилищной политики в Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 28 марта 2001 года№ 28-ОЗ) не имеется, поскольку он принят Законодательным Собранием Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, как собственника жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 14, 191, 194, 197 ГПК РСФСР, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы Беляеву Сергею Ивановичу на действия Законодательного Собрания Свердловской области в части признания противоречащим федеральному законодательству пункта «п» статьи 7 Областного закона от 08 июня 1995 года № 17-ОЗ «Об основах жилищной политики в Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 28 марта 2001 года № 28-ОЗ) отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Свердловский областной суд.

Судья: (подпись).

Копия верна.

Судья:                                                                            Т.Е. Соболева

 
 
Вы здесь: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Документ


Главная