скорее домой
Вы здесь: Главная / Наши дела / Заключения НЭПС

 

 
   

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОИ СОВЕТ»

107045, Москва, Большой Головин пер., д. 22, стр.1, к. 1 тел. 177-20-38

тел./факс 207-87-88

е -mail: cile@rc.msu.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по вопросу изменения места выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций города Екатеринбурга

Как указывает в своем письме гражданка И. Муромская, главой Администрации города Екатеринбурга без учета мнения трудовых коллективов издано распоряжение о переводе всех работников бюджетных организаций города Екатеринбурга на систему безналичной оплаты труда (т.е. через банковские счета). Судами первой и кассационной инстанций в удовлетворении иска о признании изменения порядка и места выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций города Екатеринбурга отказано. Гражданка И. Муромская спрашивает, есть ли какая-то возможность защитить права работников бюджетных организаций города Екатеринбурга.

 

1. По смыслу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации общим правилом является обязанность работодателя производить выплату заработной платы работнику в месте выполнения им работы. Установление данного правила вызвано необходимостью избавить работников от дополнительных затрат времени, усилий, а иногда и средств на то, чтобы получить заработанные деньги. Это особенно актуально для работников предприятий, структурные подразделения которых территориально расположены в разных местах.

Статья 136 Трудового кодекса допускает также возможность перечисления заработной платы на указанный работником счет в банке. Такая формы выплаты заработной платы возможна только после заключения между работником и банком договора банковского счета.

При этом работник должен представить работодателю письменное заявление с указанием счета в банке, на который будет перечисляться заработная плата. Однако следует иметь в виду, что согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Ни Трудовой кодекс, ни Гражданский кодекс, ни какой-либо иной закон не содержит такой обязанности, поэтому получение заработной платы через банковский счет является для работников исключительно их добровольным решением.

2. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства (статьи 1 и 2); Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть вторая статьи 17).

В соответствии с указанными конституционными требованиями Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливается, что гарантии представляют собой средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (статья 164). К числу средств и способов обеспечения защиты трудовых прав относится принцип договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений (статья 2 Трудового кодекса). Заключаемый работниками и работодателем коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-правовые отношения в организации (статья 40 Трудового кодекса) и устанавливающим по соглашению сторон нормы права, которые действуют только в отношении этих сторон. По вопросу оплаты труда принимается Положение, но и в коллективном договоре могут быть определены порядок, сроки и место выдачи заработной платы. Иногда Положение об оплате труда принимается как приложение к коллективному договору. Во всяком случае, условия перечисления заработной платы на указанный работником счет в банке должны быть определены коллективным договором или трудовым договором (статья 136 Трудового кодекса).

Однако следует иметь в виду, что коллективный договор не относится к числу документов, которые обязательно должны быть на каждом предприятии. Трудовое законодательство устанавливает, что обязанность работодателя по ведению коллективных переговоров возникает только в том случае, когда работники направляют ему уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров (статья 36 Кодекса). В течение семи дней со дня получения уведомления работодатель обязан вступить в переговоры. За уклонение от ведения переговоров предусмотрена административная ответственность (статья 5.28 КоАП РФ). Таким образом, трудовой договор обязателен, если у одной из сторон (работодателя или работников) будет желание его заключить. Никакие другие организации или должностные лица органов законодательной и исполнительной власти не могут заставить работодателя и работников (т.е. стороны) заключить коллективный договор, а также другие соглашения.

Коллективный договор и иные соглашения заключаются работниками с работодателем. Каждая организация, в том числе бюджетная, является юридическим лицом, приобретающим гражданские права и принимающим на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством, иными правовыми актами или учредительными документами (статьи 50, 53 Гражданского кодекса РФ). Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - это физическое или юридическое лицо (организация), вступившие в трудовые отношения с работником; в случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. К таким субъектам статья 23 (часть вторая) Трудового кодекса относит органы государственной власти и органы местного самоуправления, но только в том случае, когда они являются работодателями. Глава Администрации города Екатеринбурга может быть работодателем только в отношении работников Администрации. Работодателями всех других бюджетных организаций являются руководители этих организаций, а следовательно лишь они могут вести с работниками своей организации переговоры об изменении места выплаты заработной платы.

3. В то же время необходимо иметь в виду, что в организациях, финансируемых из бюджета любого уровня (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты) вопросы выплаты заработной платы регулируются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. При смешанном финансировании, когда в организациях наряду с бюджетным финансированием имеются доходы от предпринимательской деятельности, допускается регулирование оплаты труда коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами, а также локальными нормативными актами (статья 135 Трудового кодекса). Локальный нормативный акт - это документ, содержащий нормы трудового права, обязательные только для конкретного предприятия. В случае, если в организации нет профсоюза и нет совета трудового коллектива, работодатель вправе принимать локальные акты самостоятельно, но при этом он обязан соблюдать основные государственные гарантии по оплате труда работников (статьи 130 и 143 Трудового кодекса).

Согласно статье 144 (часть вторая) Трудового кодекса Российской Федерации порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Рассмотрение указанных нормативных положений во взаимосвязи с положениями статьи 135 и другими статьями Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в бюджетных организациях допускается установление отдельных условий оплаты труда коллективными договорами, трудовыми договорами и локальными нормативными актами, если это предусмотрено законом или иными нормативными актами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 введена Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы, однако данным актом не решаются вопросы порядка и места выплаты заработной платы. Не решаются указанные вопросы и Федеральным законом от 6 октября 1997 года № 131-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопрос об определении порядка и места выдачи заработной платы затрагивает права граждан, а регулирование и защита прав и свобод граждан находится в исключительной компетенции Федерации (пункт «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации). Исходя из этого конституционного требования статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации, как уже указывалось выше, устанавливается, что выплата заработной платы производится по месту выполнения работником его работы и только по желанию работника может перечисляться на указанный им счет в банке.

Таким образом, Глава Администрации города Екатеринбурга, издав распоряжение об изменении порядка и места выдачи заработной платы работникам бюджетных организаций города Екатеринбурга, вышел за пределы своих полномочий, а изданное им распоряжение противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации. Ссылка на то, что указанное распоряжения издано в целях обеспечения возложенной Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 266, 270 Бюджетного кодекса) на органы местного самоуправления обязанности осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств, не может служить оправданием для вмешательства муниципального органа в компетенцию федеральных органов государственной власти. Необходимо также обратить внимание на статью 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой любые нормативно правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как видно, основания для оспаривания законности распоряжения Главы Администрации города Екатеринбурга об изменении порядка и места выдачи заработной платы работникам бюджетных организаций имеются. Решение суда, которым отказано в признании названного выше распоряжения недействующим, может быть обжаловано в порядке надзора вплоть до Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, работники каждой бюджетной организации могут потребовать от работодателя урегулирования в коллективном трудовом договоре вопроса о порядке и месте выдачи заработной платы.

Государственный советник

Юстиции 3-его класса А.С. Деденева

17 апреля 2004 года

     

Что вы думаете об этом? (Форум)

Вы здесь: Главная / Наши дела / Заключения НЭПС


скорее домой