скорее домой
Вы здесь: Главная / Библиотека / Интервью сутяжников / Интервью
Библиотека
 

ПРИВЫЧКА СУДИТЬСЯ. За обнаруженную в сухариках крысу покупатели требуют 50 миллионов рублей // Мария Рогачева, Известия, 11 ноября 2005

В четверг Бутырский суд приступил к рассмотрению иска трех москвичей, которые в пакетике с сухариками обнаружили дохлого крысенка. Истцы требуют от производителя сухариков ЗАО "Бриджтаун Фудс" компенсировать моральный ущерб, который они оценили в 50 миллионов рублей. Заседание суда, едва начавшись, было отложено из-за неявки истцов.

Этот иск можно назвать нетипичным для российской потребительской традиции. В то время как на Западе обманутые покупатели отсуживают миллионы долларов, россияне рассматривают обращение в суд как крайнюю меру. "Известия" попытались выяснить, возможно ли в России получить серьезную компенсацию за некачественный товар или услугу и ждет ли Россию судебный бум.

Крысенок с холодцом и хреном

Злополучную упаковку сухариков "Три корочки" "с холодцом и хреном" истцы Бахметьев, Захаров и Ковешников купили 18 марта. Когда они открыли пакет, то, как указывается в их исковом заявлении, внутри лежал дохлый крысенок. Покупатели обратились в центр Госсанэпиднадзора, и экспертиза подтвердила, что во вскрытой пачке действительно находилась тушка крысенка длиной 6-8 сантиметров, которая "прошла термическую обработку вместе с сырьем" (см. бокс на этой полосе). Вооружившись выводами экспертизы, Бахметьев, Захаров и Ковешников составили исковое заявление, в котором просят выплатить им 50 миллионов рублей. Адвокат истцов Михаил Воронин предложил Федеральной антимонопольной службе и Роспотребнадзору принять участие в судебном процессе в качестве третьей стороны, однако, как заявила "Известиям" руководитель московского управления ФАС Таисия Ткачева, антимонопольные органы отклонили это предложение.

- Безусловно, это дело ударило по нашей репутации, - заявил "Известиям" начальник пресс-службы ЗАО "Бриджтаун Фудс" Павел Комиссаров. - Но это не наша мышь. Любой предмет, попадающий в наши хлеборежущие машины, разрезается на мелкие части. Ее бы просто перемололо, и целой бы тушка не осталась. Это подтвердила независимая экспертиза, которую мы проводили. Результат экспертизы санэпиднадзора, безусловно, верен. Но это исследование не доказывает, что крыса была "произведена" на "Бриджтаун Фудс". Эксперты описали, что крыса действительно находилась в пакете, когда его получили специалисты. Как она туда попала, вариантов много.

Официально ни одного из вариантов Павел Комиссаров приводить не стал. Однако, как заявили "Известиям" источники в "Бриджтаун Фудс", в числе прочего рассматриваются версии происков конкурентов, а также попадания инородного тела в сырье - хлебные брикеты, из которых и изготавливаются сухари.

Заседание суда по этому делу должно было состояться в четверг, однако было отложено - ни истцы, ни их адвокаты в суд не явились. Михаил Воронин в беседе с "Известиями" заявил, что занят в другом процессе.

Презерватив в твороге для ребенка

Традиция подавать в суд на качество товаров и услуг в России широко не распространена. Тем не менее, вооружившись примером Запада, где десятки юристов сколотили состояние на отступных корпораций, некоторые россияне пытаются взыскать крупные суммы за любой причиненный им ущерб. Такие иски чаще всего подаются к западным компаниям, и суммы, фигурирующие в таких исках, иногда поражают. Москвичка Ольга Кузнецова, к примеру, выходя из ресторана "Макдоналдс", ударилась о дверь и опрокинула на себя горячий кофе. Теперь она требует взыскать с "Макдоналдса" возмещение расходов на лечение и почти миллион рублей в качестве моральной компенсации. А некий любитель напитка кока-кола обнаружил в бутылке лезвие. Как рассказал "Известиям" его адвокат Андрей Князев, независимая экспертиза подтвердила, что "инородный предмет" оказался в бутылке по вине производителя. Теперь в качестве компенсации покупатель требует 15 миллионов рублей.

Как показывает практика, требования умопомрачительных компенсаций предъявляются чаще всего в расчете на досудебное урегулирование вопроса. Когда же человек действительно намерен довести дело до суда, суммы заявляются гораздо меньшие. Ростовчанка Вероника Павленко в том же "Макдоналдсе" сломала зуб о камень в картофеле фри и теперь требует компенсации в 12 тысяч рублей. Сейчас, как заявила "Известиям" судья Елена Авилова, слушания приостановлены, по иску назначена судебно-медицинская экспертиза.

А в июне этого года произошел случай, который потряс даже видавших виды юристов.

- Житель подмосковной Коломны купил упаковку творожной массы для ребенка, - рассказала "Известиям" юрист общероссийского движения в защиту прав потребителей Елена Вишневская. - Когда дома упаковку вскрыли, то вместе с творожной массой обнаружили использованный презерватив. В магазине принять товар обратно отказались, а на Коломенском молокозаводе перед клиентом извинились, но развели руками. Теперь оскорбленный гражданин настаивает, чтобы завод выплатил ему 20 тысяч рублей за нанесенный моральный вред.

Даже если в иске заявлена огромная сумма, российский суд, удовлетворяя его, значительно снижает сумму выплат. К примеру, Люберецкий районный суд удовлетворил иск пассажирки маршрутного такси Ксении Садовниковой к ООО "Стафтранс". От резкого торможения маршрутки Ксения упала и получила травму позвоночника. В суде она потребовала 500 тысяч рублей компенсации, но суд насчитал только 160 тысяч. Но и эта сумма стала прецедентом.

- Что мешает суду взыскать 20 тысяч долларов с фирмы, у которой маршрутки ездят каждые 15 минут и приносят прибыль, - недоумевает Андрей Князев. - Тогда бы они задумались о безопасности пассажиров. А так они просто смеются над нами. Два года мы ходили и получили втрое меньше, чем требовали.

Суды как смысл жизни

Чаще всего суды удовлетворяют требования, которые не выходят за пределы реально понесенного ущерба. 45-летний студент Уральской государственной юридической академии Сергей Смердов хорошо это знает. Он работает в общественном объединении "Сутяжник" и находится в состоянии судебной тяжбы всегда.

Одним из самых больших достижений Сергей Смердов считает иск, выигранный в 2002 году у Свердловской железной дороги.

- Я часто бываю в Москве, - рассказал Сергей Смердов "Известиям". - Из столицы домой в город Урай мне приходится добираться на двух поездах. Первый поезд идет до Екатеринбурга, он прибывает в 20:40. Через полчаса отходит поезд до моего города. Он ходит раз в сутки, и если московский поезд задержался, то я на сутки остаюсь на вокзале. Я несколько раз попадал в такую ситуацию и решил подать в суд. Помимо меня в суд обратились еще два пассажира. Мы добились того, что теперь тот поезд, который идет до Урая, ждет московский состав, даже если он задерживается. Иск рассматривали около года, и в конце концов мне присудили компенсацию морального вреда 200 рублей.

На счету сутяжника Смердова также победа над Екатеринбургским трамвайно-троллейбусным управлением. Все началось с того, что в ноябре 2003 года трамвай, в котором ехал Сергей, застрял в пробке. Решив пойти пешком, Сергей попросил кондуктора вернуть деньги за билет. Тот отказался, и пассажир отправился в суд. В результате Смердов отсудил 5 рублей за билет. И 2051 рубль в качестве компенсации морального ущерба.

- Мы добились того, что теперь кондукторы, если трамвай застрял в пробке или сломался, возвращают деньги всем, - похвастался "Известиям" Сергей Смердов.

В том же 2003 году Сергею удалось в досудебном порядке разрешить конфликт с администрацией Ярославского вокзала. Сутяжника категорически не устроило, что ему пришлось заплатить 10 рублей за посещение местного туалета. Он вычитал в уставе железнодорожного транспорта, что эта услуга пассажирам предоставляется бесплатно. Уже из Екатеринбурга он написал на имя администрации письмо с требованием вернуть деньги и заплатить 500 рублей компенсации. Через некоторое время Смердов вместе с извинениями получил переводом все 510 рублей.

Теперь Смердов собирается судиться с продавцами мобильных телефонов, которые продали ему брак. Много с них он не получит, но не унывает.

- Жизнь постоянно подбрасывает мне новые темы, - заявил он "Известиям", - как будто специально.

"Для нас это очень мало"

В США умирающая от рака легких Бетти Баллок отсудила у компании Philip Morris 28 миллионов долларов, хотя просила 28 миллиардов. Другая американка, Стелла Либек, которая, как и россиянка Ольга Кузнецова, обожглась кофе, получила 640 тысяч долларов. В России такие судебные победы практически невозможны. И это несмотря на то, что, по словам адвоката Павла Астахова, закон о защите прав потребителей, принятый в 1992 году, самый прогрессивный в мире. Это признают и европейские, и американские юристы.

- По нашему закону 99 процентов исков выигрывают потребители, -заявил "Известиям" адвокат Андрей Князев, - потому что он обязывает ответчика предоставлять полную информацию о своем товаре. Я думаю, что после того, как суды начнут серьезно компенсировать человеку его затраты, исковым атакам могут подвергнуться любые отрасли производства.

Тем не менее фраза "я на вас в суд подам" пока способна только насмешить тех, кому она адресована. Судебные иски не представляют угрозы бизнесу. Как заявили "Известиям" в компании "Независимость", занимающейся продажей дорогих иномарок, расходы по судебным решениям - это капля по сравнению с получаемыми прибылями.

- За прошлый год до суда дошли 5 жалоб, из которых две выиграл клиент, а три - мы, - сказал "Известиям" генеральный директор компании "Независимость" Алексей Шилыковский. - Для нас это очень мало. Ведь каждый месяц мы продаем порядка 250 автомобилей.

Как правило, после месяцев а то и лет мытарств истцу удается лишь получить сумму по чеку. Судиться из-за бракованного мобильного телефона или просроченной пачки творога невыгодно. Тем более что даже если истцу удается добиться победы в первой инстанции, сделанным дело считать нельзя. Ответчик обязательно подает апелляцию и, как правило, добивается снижения компенсации.

По словам адвокатов, в судах уже успели сложиться "тарифы", согласно которым рассчитываются суммы возмещения морального вреда.

- Если есть серьезные претензии к авиаперелету, чаще всего взыскивается половина стоимости билета, - рассказал "Известиям" адвокат Павел Астахов. - То же самое с туристическими путевками - половина стоимости тура. Правда, бывают и уникальные ситуации, связанные, например, с косметическими операциями, если клиенту причиняется невосполнимый вред. Однажды по такому иску суд взыскал с ответчика 70 тысяч евро. Но я могу припомнить только один такой случай.

По мнению многих юристов, отсутствие ощутимых штрафов за брак в работе серьезно тормозит процесс улучшения качества предоставляемых услуг и предлагаемых на рынке товаров.

- Наказание недобросовестных продавцов и производителей должно быть серьезным, - считает Андрей Князев. - А у нас получается так, что сто человек обещают подать в суд, реально подают пять, из них только трое получают деньги, да и то смешные. Все тормозит старая судебная система. Представьте, девушка несколько лет работает секретарем судебного заседания и видит, какие назначаются компенсации. Когда она сама становится судьей, то назначает практически такие же. Для каких-то ощутимых изменений должны поменяться кадры, и судебная практика должна быть адекватной времени. Я думаю, когда-нибудь мы тоже придем к нормальным размерам компенсаций. Должно пройти время - ведь люди, в том числе и судьи, не могут измениться быстро.

Из заключения экспертизы Госсанэпиднадзора относительно содержимого упаковки с сухариками

"Форма сухариков правильная прямоугольная. Цвет равномерный коричневый, консистенция хрупкая. Поверхность с наличием соответствующей добавки. В упаковке отмечается наличие тушки детеныша крысы (сушеного, размером 6-8 сантиметров). Тушка прошла термическую обработку вместе с сырьем. На поверхности тушки отмечается наличие продолговатых полос от приспособлений для нарезки сухариков, наличие специй, идентичных специям на поверхности сухариков, и несколько прилипших, прижаренных сухариков на лапках и животе".

Суды с настороженностью относятся к искам потребителей

Это, в числе прочего, происходит из-за явления, которое продавцы и юристы окрестили как "потребительский экстремизм". В общем виде схема этого экстремизма выглядит так: человек покупает, к примеру, костюм, надевает его на день рождения или прием, а после возвращает его в магазин под предлогом плохого качества. То же самое и с услугами. Такой экстремизм распространен в сфере туризма.

- Люди специально готовятся к афере, - рассказывает адвокат Андрей Князев. - Когда они едут за границу, то тщательно фиксируют, на сколько задержался чартер, далеко ли от моря отель по сравнению с тем, что обещали в турфирме. Все претензии они потом предъявляют турфирме. Фирма видит, что явно проиграет дело, и выплачивает деньги. По туристическим агентствам уже ходят черные списки таких туристов-юристов.

Требовать долива можно и без чека

Российский закон "О защите прав потребителей" содержит статьи, о которых многие покупатели даже не догадывались. Вот некоторые из них:

- Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

- Запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров.

- Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

- Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

- Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврата их потребителю осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя, импортера).

Самые недовольные потребители России

Ольга Кузнецова в Макдональдсе опрокинула на себя с кофе и требует более 900 тысяч рублей в качестве компенсации. Иск находится в суде.

Житель Коломны в упаковке с творожной массой нашел презерватив. Требует от Коломенского молокозавода компенсации в 20 тысяч рублей за моральный ущерб. Иск находится в суде.

Сергей Смердов из Екатеринбурга из-за пробки не смог доехать на трамвае до нужной остановки. Отсудил у трамвайно-троллейбусного управления стоимость билета - 5 рублей и 2051 рубль в качестве компенсации.

Сергей Смердов не согласился с необходимостью платить в туалете Ярославского вокзала в Москве и потребовал вернуть 10 рублей и компенсацию в 500 рублей. Администрация вокзала выплатила все деньги в досудебном порядке.

Трое москвичей обнаружили в пакетике с сухариками "3 корочки" дохлого крысенка. От производителя "Бриджтаун Фудс" они требуют 50 миллионов рублей. Идет судебное разбирательство.

Ростовчанка Вероника Павленко сломала в Макдональдсе о картофель фри зуб и требует от компании 12 тысяч рублей. Дело находится в суде.

Источник: http://izvestia.ru/investigation/article3008830

 

Что вы думаете об этом? (Форум)
 
Гостевая книга
Вы здесь: Главная / Библиотека / Интервью сутяжников / Интервью


скорее домой